Встреча школьников с заместителем руководителя Департамента Игорем Сергеевичем Павловым 25.10.2016

24 сентября 2016 года в стенах Департамента образования города Москвы в форме живого интерактива состялась встреча школьников с заместителем руководителя Департамента Игорем Сергеевичем Павловым, который не просто сумел помочь ребятам ответить на итересующие их вопросы самим себе, но и посеять в сознании ребят мысль о том, как нужно делать выбор в своей жизни, как нужно при этом опираться на опыт прошлого и видеть рисующиеся очертания будущего при выборе своей собственной жизненной траектории.

Игорь Сергеевич: Ребята, как Вы думаете, какое условие лежит в основе нашей беседы?

Ольга, ученица 2 класса: И Вам, и мне должно быть интересно.

Игорь Сергеевич: Давайте расшифруем, а что такое «интересно»? Чем отличается живой интерес от надуманного?

Ольга, ученица 2 класса: настоящий интерес – это когда тебе очень хочется по-настоящему заниматься чем-либо

Игорь Сергеевич: Правильно, поэтому важно вести нашу беседу на основе нашего общего живого интереса в образовательной, интеллектуальной и творческой деятельности. Это именно те интересы, за которыми стоят наши реальные практические действия.

Если, например, мне интересна математика, значит, я все свое свободное время буду заниматься математикой, решать увлекательные задачки, занимательные головоломки, верно? Вот тебе, Ольга, чем по-настоящему нравится заниматься? Например, ты всем говоришь: Я люблю заниматься математикой, но при этом все свое свободное время занимаешься танцами. Так скажи, что же тебе тогда по-настоящему интересно?

Ольга, ученица 2 класса: Ну, конечно, танцы!

Игорь Сергеевич: Ну конечно, настоящий интерес – это то, что увлекает человека в большое, реальное действие, в масштабное дело, а не в то, о чем он говорит или еще хуже - его попросили сказать.

Вот мы с Вами встретились. Тогда давайте продуктивно и полезно проведем наше время, основываясь на одном важнейшем условии. Я отвечаю Вам на любой вопрос, который Вы мне зададите. Подчеркиваю, абсолютно любой. Но при этом он должен по-настоящему интересовать Вас! Что Вас действительно волнует? Вас лично? Ведь очень важно уметь в определенный период своей жизни задать такой важный вопрос самому себе, чтобы ответив на него, Вы смогли стать ближе к своей мечте, сфокусироваться на самом главном, определиться с важнейшей целью своей жизни, которая сделает из Вас целеустремленного, а, главное, стремительно развивающегося человека. И сегодня, я обещаю Вам, своим ответом на такой самый важный лично для Вас вопрос, я постараюсь помочь Вам разобраться, прежде всего, в Вас самих. Это очень сложная задача, самое настоящее искусство – остановиться на минутку и заглянуть в свое сердце.

Никита, ученик 9 кадетского класса: Я собираюсь продолжать свою военную карьеру и в данный момент передо мной возник очень важный вопрос, в какой профиль пойти учиться. Либо в физико-математический, либо в социально-гуманитарный. В дальнейшем, как я вижу, очень мало факультетов социально-гуманитарной направленности, а физико-математических – гораздо больше. Однако предметы социально-гуманитарного профиля даются мне гораздо лучше. Есть планы пойти учиться на следователя, что мне делать?

Игорь Сергеевич: Ты сейчас стоишь перед важным выбором в области гражданско-военной службы.

На мой взгляд, в современном мире конкурентно способным профессионалом человек становится тогда, когда он умеет делать то, чего не умеют делать другие.

Когда способности человека по-настоящему уникальны, именно они отличают человека от всех остальных. И если вы посмотрите основные направления развития современного мира, то Вы обнаружите, что в настоящем мире невероятно быстро меняются разного типа технологии, верно? И, на мой взгляд, все эти стремительно развивающиеся технологии охватывают 4 основные сферы: инженерия, конструирование и изобретательность, медицина во всех ее аспектах и комплексная безопасность, к которой Вы уже принадлежите как кадет.

И конечно, здесь очень важно лично для Вас сделать выбор в соответствии со своими интересами, не спотыкаясь о подводные камни

Если Вам легко и просто даются предметы социально-гуманитарной сферы, значит ли это, что развиваться Вам необходимо именно в этом направлении? Иногда бывает так, что гораздо сложнее выучить физику, но понимаешь, что владеть математикой и физикой в своей жизненной траектории в будущем будет гораздо важнее. Это очень сложный выбор.

Две совершенно разные стратегии: идти по принципу наименьшего сопротивления и двигаться за тем, что лежит на поверхности, либо, наоборот, попытаться преодолеть себя и освоить ту сферу, которая гораздо труднее, но которая откроет тебе себя самого с новой стороны.

Это сложный выбор, обусловленный рядом вопросов, которые необходимо решить. Но Вы должны знать одно – никто за Вас его не сделает. При этом очень важно понимать все плюсы и минусы каждой из этих стратегий. В перспективе общецивилизационного развития гуманитарное знание находится в некотором «растерянном» состоянии, а все что касается предметов естественно-научной направленности на сегодняшний день - наиболее перспективно. Выбор однозначно только за Вами. Я не могу взять на себя ответственность решать Вашу судьбу, потому что проживать ее с достоинством будете именно Вы. Тем не менее, обозначить Вам плюсы и минусы, а также варианты разивития событий с учетом вашего выбора я считаю важным. Что касается первой части Вашего вопроса – прокурорская и следовательская работа – это важнейшая деятельность, потому что направлена на служение своему Отечеству. И именно она является прямым продолжением Вашей кадетской образовательной таректории.

Сейчас в зависимости от Ваших внутренних приоритетов может измениться судьба многих людей, и очень приятно, что Вы не разделяете свою школьную деятельность и свое собственное будущее.

Уверен, что до 11 класса у Вас еще появится возможность убедиться в том, что выбрали правильный путь, и Ваше сердце подскажет, в правильном ли направлении Вы двигаетесь. Тем более, в настоящее время современная образователная система дает массу возможностей для Вашего развития, а главное, Вашего собственного выбора. Это и униврситетские субботы, и олимпиады, и процедуры независимых диагностик, когда Вы сами для себя определяете уровень своего собственного развития. Именно поэтому в Москве функционирует Московский центр качества образования. Именно это даст Вам возможность убедиться в своих собственных силах, ведь в современных условиях, у каждого учащегося есть шанс учиться там, куда он стремится всей душой.

Ольга, ученица 2 класса: хочу я поступить в музыкальный класс, вот поступлю, и что я там буду делать?

Игорь Сергеевич: А на каком инструменте ты хочешь научиться играть?

Ольга, ученица 2 класса: на электрогитаре

Игорь Сергеевич: А ты уже достигла каких-то результатов в своей музыкальной деятельности? Ты уже играешь на каких-нибудь инструментах?

Ольга, ученица 2 класса: Пока я играю на рояле и на пианино. Весной планирую поступить в музыкальную школу

Игорь Сергеевич: Я абсолютно уверен в том, что, если человек по-настоящему увлечен музыкой, значит, он может и развивать свои музыкальные способности. А ты уже умеешь играть на музыкальных инструментах, что не под силу многим из нас. Значит, у тебя все впереди! Главное – идти к своей мечте, не размениваясь на мелочи.

Ольга, ученица 2 класса: нужно ли мне этим заниматься?

Игорь Сергеевич: во все времена музыка сплочала людей, объединяла целые народы. А если ты освоишь это мастерство, у тебя будет весьма интересная жизнь: начнутся приглашения на школьные концерты, а представления будут давать тебе массу положительных эмоций.

Ольга, ученица 2 класса: мне еще нравится пение

Игорь Сергеевич: судя по твоим вопросам, я понимаю, что у тебя есть голос и слух, а твоя заинтересованность и горящие глаза подсказывают мне, что именно эти спосбности тебе нужно развивать! Кто знает, может, сейчас мы сидим за одним столом с великим композитором будущего?

Если ты занимаешься тем, что тебе нравится, ты занимаешься «точными» действиями, расширяя свои возможности и, как следствие – возможности окружающих тебя людей. А иногда так случается, что очень хороших музыкантов не так много. И если ты освоишь мастерство игры на разных инструментах, у тебя будет серьезное преимущество.

Полина, ученица 10 класса: Я мечтаю поступить в педагогический вуз, каким, по Вашему, должен быть современный учитель?

Игорь Сергеевич: Думаю, важно, чтобы учитель смог сформировать в ребенке 3 способности:

1) умение самоопределяться

2) умение ставить перед собой цели своей деятельности сам, исходя из своих истинных задач

3) умение выстраивать самоорганизацию своего собственного образовательного процесса на основе выполняемых действий.

Поэтому учитель в настоящее время должен быть не траслирующим свои собственные знания, а умеющим помочь обрести ребенку свою собственную индивидуальную жизненную траекторию развития.

Настоящий учитель сейчас является неким «интегратором» ресурсов и самым настоящим аккумулятором твоих собственных возможностей. Ведь учитель должен уметь помочь ребенку раскрыть твои собственные потребности, которые он захочет развивать и реализовывать на основе своего истинного интереса к искусству, к науке. На мой взгляд, миссия современного учителя заключается в том, чтобы каждый ученик в классе обнаружил сферу своих интересов.

А соновываясь на этих подлинных интерсах ребят, учитель должен помогать выстраивать каждому ребенку такой собственный образовательный маршрут, который принесет высокие результаты образовательной деятельности.

В моем понимании учитель – это проводник, который ведет человека к самому себе.

И конечно, лучший результат для самого учителя – когда его ученик обнаруживает свое собственное место в жизни.

Полина, ученица 10 класса: я полностью разделяю Ваше мнение, большое спасибо за ответ!

Сергей, ученик 9 класса: Я знаю, что Вы окончили факультет психологии МГУ с красным дипломом. Пригодился ли Вам в жизни этот диплом? Или это просто бумажка?

Игорь Сергеевич: Мы должны четко с Вами понимать, что образование – это свидетельство уровня того, что человек смог реализовать свои способности и возможности.

Ведь важнейшей радостью для человека является ощущение того, что он смог обрести себя в жизни, смог реализовать свои споосбности, обнаружить себя нужным в этой большой жизни.

Я считаю, что миссия высшего образования заключается в том, чтобы человек нашел свое предназначение. Поэтому открою секрет, что психологический факультет МГУ ялвяется мои вторым высшим образованием, а поначалу я поступил в Московский автомобильно-дорожный институт, на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство», а после армии поступил в МГУ. И я до сих пор благодарен своим Учителям с большой буквы за то, что они помогли мне открыть самого себя. А среда психологии позволяла всречаться с разными интересными людьми. Важнейшая встреча с моим учителем МГУ подарила мне знания в области рефлективного мышления и развития рефлексивных способностей у людей. Это стало в моей жизни одной из сквозных тем, которая до сих пор помогает мне. По сути диплом – это подтверждение квалификации, и, честно признаться, мне было очень приятно и легко учиться университете. У меня никогда не бло сверхцели окончить университет «на отлично».

Моей истинной целью было приобретение знаний из области психологии, мысле-деятельностной методологии, которые в дальнейшем, как оказалось, помогли мне открывать всё новые пути своего собственного развития.

Потому что знания о том, как устроено мышление человека, какие происходят процессы в речетворческой деятельности человека, как строятся рефлексивные способности человека, помогли мне октрыть целый мир научного знания. И тот факт, что я мог сдавать все экзамены на пятерки, было лишь следствием моего неподдельного интереса к науке. Но не наоборот! Вот какие предметы Вам нравится изучать в школе?

Сергей, ученик 9 класса: Обществознание и метематика

Игорь Сергеевич: Секрет заключается в том, чтобы в постижении знания Вы по-настоящему заинтересовались вопросами науки, и именно это желание постигать все больше и больше в рамках этих предметов позволит Вам автоматически получать пятерки. Но ни в коем случае не наоборот.

В настоящем мире многие ученики воспринимают оценку как итог своего обучения, но Вы же понимаете, что оценка ни в коем случае не может являться исттнным результатом.

Потому что, во-первых, она всегда немного субъективна (потому что ее кто-то ставит), а во-вторых – она всегда условна. А каждому ученику важно понимать, что оценка является лишь условным индикатором его собственного движения вперед. Она должна находиться чуть-чуть сзади, а впереди – те подлинные интересы предметной области, которую ты осваиваешь. Поэтому, конечно, диплом мне пригодился, потому что именно благодаря ему я в будущем поступил в аспирантуру, но ведь влекла меня не корочка кандидата наук, а знания, которые открывали для меня новые горизонты. Поэтому, конечно же, я ЗА то, чтобы Вы все стали медалистами, но не ради медали, а ради того, чтобы обнаружить целую систему интересов, которые продвинут Вас вперед и позволят отрыть новое в себе.

Александра, выпускница: Вы сказали, что очень важно заниматься в жизни тем, что тебе по-настоящему нравится. А что если то дело, которое тебе действительно нравится, невостребованно в обществе, и, как следствие, будет очень сложно найти престижную работу в интересующем тебя направлении?

Игорь Сергеевич: Вы знаете, очень хороший, волнующий многих вопрос. Я в своей жизни встречал несколько человек, которые занимались тем, что, казалось бы, всегда было невостребованным, но при этом они были счастливы.

Нужно понимать, что в изучении любой профессиональной области есть момент, когда ты останавливаешься посередине и размышляешь о том, что требования к уровню профессионального мастерства дикутются извне, сами обществом, но не твоим сердцем.

Однако, если ты несмотря ни на что идешь до конца и в этой профессиоанальной области достигаешь своих собственных вершин, то ты будешь обществом востребован в десятикратном размере. Потому что именно в этом ты становишься экслюзивным. И тогда, становясь даже просто поваром, ты можешь позволить себе гораздо больше, причем не на деньги богатых росдтвенников.

Это плоды твоего высокого профессионализма, основанного на твоем настоящем стремлении стать лучшим именно в том, что тебе по-настоящему нравится.

Секрет заключается в том, что нужно уметь обрести желание заниматься интересующими тебя явлениями. А это гораздо сложнее, чем кажется. А вот, обнаружив в себе это желание, важно идти, не размениваясь на мелочи, вперед. Нужно просто идти. Тогда и востребованность к тебе придет.

Александра, выпускница: То есть вопрос не в том, насколько это востребованно, а в том, сколько усилий ты можешь для этого приложить?

Игорь Сергеевич: Абсолютно точно! Секрет в том, чтобы понять, насколько ты можешь направить свою жизнь на реализацию своей большой идеи и насколько ты можешь воплотить себя, растворяясь на пути в движении к ней.

Какие Вы интересные вопросы задаете!

Как реализуете свои планы, обязательно приходите, побеседуем еще!

На встрече задавали вопросы:

Ольга Пронина, 2 «А» класс ГБОУ Школа № 806

Сергей Иванов, 9 класс, ГБОУ Школа № 1440

Никита Дорошин, командир взвода, 9 кадесткий класс ГБОУ Школа № 806

Александра Бизюкова, выпускница ГБОУ Школа № 806

Учительская газета № 41 11 октября 2016 года

Кристина Чичкина, 806